Место для Вашей рекламы
Москва и другие города Образы настоящего Образы прошлого Искусство сегодня Искусство вчера Техника сегодня Техника вчера    тел.: 8-926-22-760-99
Написать письмо
   Навигация:  Главная > Москва и другие города > Старая Москва > Северный Речной вокзал

Северный Речной вокзал в Химках

Химкинский речной вокзал (фото сделано в мае 1938 года)

Химкинский речной вокзал (фото сделано в мае 1938 года)

Строительство здания северного Речного вокзала в Химках закончилось в 1937 году.
Архитектор Алексей Рухлядев старался придать зданию Речного вокзала сходство с двухпалубным пароходом. Своеобразной мачтой на "корабле" стала башня, увенчанная шпилем высотой почти 24 метра. Плоская крыша и арочные проёмы в галереях усиливают сходство с пассажирским лайнером.

По замыслу проектировщиков вся конструкция сделана очень мобильной, и при необходимости шпиль можно просто сложить! Осенью, в конце навигации, когда необходимости в шпиле практически нет, его можно убрать, а весной - перед открытием движения судов по каналу имени Москвы - вернуть на прежнее место. Правда эта задумка оказалась практически ненужной. За все годы существования Речного вокзала манипуляции с опусканием шпиля производились всего несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы вокзал не служил ориентиром для немецкой авиации.

Самолеты над Речным вокзалом в Химках (открытка 1948 года)

Самолеты над Речным вокзалом в Химках (открытка 1948 года)

Есть как минимум две интересные истории, связанные со зданием северного Речного вокзала.

Первая из них рассказывает, что звезда на шпиле здания речного вокзала первоначально располагалась на башне Московского кремля и никакой-нибудь башне, а на самой известной - Спасской. История такова. Как известно, до 1935 года на шпилях башен московского кремля располагались геральдические двуглавые орлы. Первая пятиконечная звезда была установлена на Спасской башне 24 октября 1935 году. За следующую неделю звёзды были установлены еще на три кремлевские башни: Никольскую, Троицкую и Боровицкую.

Эти первые звезды были изготовлены из нержавеющей стали и красной меди. Знаки серпа и молота были выложены горным хрусталём, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно, под действием атмосферных осадков самоцветы тускнели и теряли свой праздничный вид. Немногим более чем через полтора года (в 1937) было принято решения эти звезды заменить на рубиновые, с двойным остеклением (внутри - молочное стекло, снаружи - рубиновое), весом около 1 тонны.

Звезду же из самоцветов, простоявшую на Спасской башне более 1,5 лет перенесли на шпиль здания северного Речного вокзала в Химках. В заключение рассказа об истории этой звезды скажу, что размах её лучей - 4,6 метра.

Вторая история связана с часами, размещенными на башне Речного вокзала. Существует легенда о том, что эти часы когда-то были сняты с Храма Христа Спасителя. Правда, эта версия не совсем правдоподобна.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Точный возраст часов не известен, но достаточно уверенно можно сказать, что эти часы одни из самых старых в столице. Им примерно 200 лет!
Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации - просто исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику - это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов - башенных глашатаев времени. Их сняли вместе со старым механизмом.



2006-2009. Все права защищены.
Использование любых материалов с сайта только с разрешения автора!