Место для Вашей рекламы
Москва и другие города Образы настоящего Образы прошлого Искусство сегодня Искусство вчера Техника сегодня Техника вчера    тел.: 8-926-22-760-99
Написать письмо
   Навигация:  Главная > Искусство сегодня > Золотное шитье

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ

Шитье - один из древнейших видов творчества. На протяжении многих столетий русские женщины всех возрастов и сословий вышивали одежду и украшали жилище с помощью вышивки.

В этой части сайта рассказывается о золотном и лицевом шитье.

Ангел, работа Милеевой Татьяны Алексеевны

Золотом вышивали и вышивают как предметы церковного назначения (иконы, хоругви, плащаницы), так и сугубо светские. Металлическая нить используется в украшении и мужских, и женских костюмов.

Золото - один из первых металлов, которые открыло и научилось обрабатывать человечество. Золото всегда ценилось за красоту и ковкость. Первые золотые нити делались из расплющенного золота, которое нарезалось тонкими полосками.

Принято считать, что на Русь золотное и лицевое шитье пришло из Византии вместе с православием примерно 1000 лет назад во времена правления киевского князя Владимира.

Богородица, работа Милеевой Татьяны Алексеевны

Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Наибольшее количество произведений сохранилось от 15-17 веков. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (одежде священослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и др.), в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних походах (шитые иконостасы).

Мастерские художественного шитья назывались "светлицы". В них работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.



Казанская икона Божьей Матери, работа Милеевой Татьяны Алексеевны

Со временем сюжеты и техника шитья менялись и развивались. Так в немногочисленных сохранившихся до наших дней произведениях шитья 15 века главенствует лицевое шитье. Основная выразительность достигалась локальными цветами разноцветного шелка, которыми застилали определенные плоскости изображения, как красками в живописи. Иногда использовались шелка одного цвета, но разных тонов. Золотное шитье в прикреп встречается очень редко, орнаментальные композиции скромны, они служат для подчёркивания и выделения лицевых изображений.

В 16 веке усиливается декоративность, все чаще применяются золотые и серебряные нити, украшение жемчугом и драгоценными камнями, усложняются орнаментальные обрамления произведений. Многие образцы шитья этого периода воспринимаются уже не только как живописное полотно, но и как декоративные и драгоценные вещи. Среди наиболее заметных произведений этого периода можно назвать работы созданные в мастерской князей Старицких и мастерской царицы Анастасии Романовны (первой супруги Ивана Грозного).

Ангел, работа Милеевой Татьяны Алексеевны

В 17 веке живописность работ начинает утрачиваться. Этапными произведениями этого периода можно назвать работы, созданные в мастерских Строгановых. Техника шитья золотыми и серебряными нитями в прикреп в этих мастерских была доведена до совершенства. Стиль шитья этого периода становится все более графичным. В шитье обильно применяются драгоценные камни, дробницы - небольшие золотые пластинки с изображением святых. Шелковая нить в этих работах используется только для шитья ликов и в качестве прикрепы для золотной нити.

Дошедшие до нашего времени многочисленные произведения второй половины 16 в. и 17 в. свидетельствуют о существовании в Москве в это время целого ряда светлиц. Хорошие швеи так высоко ценились, что, по рассказам современников, Иван Грозный забирал их к себе во дворец, а боярин Василий Волынский, получил управление Посольским приказом только благодаря своему угодничеству и искусству швей в светлице его жены.